среда, 20 февраля 2013 г.

что мы знаем про Великий Пост?

Великий Пост
    Что такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных сграстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. И с какою любовью, какими божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их посещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями... научает всякой добродетели и возводит к совершенству...' - писал о. Иоанн Кронштадтский.      Традиция Великого Поста возникла в древней христианской церкви и до настоящего времени сохранилась в основном в Православной Церкви.
    Великий Пост - это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны. Великий Пост- самый продолжительный из всех многодневных постов. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют каноническое название 'святая четыредесятница'. Седьмая, последняя неделя перед Пасхой - Страстная неделя, или Великая, отсюда и название поста. Первые два дня и последний день поста рекомендуется обходиться без пищи, в остальные дни соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде.
Неделя торжества православия.
     Первая неделя поста называется 'неделей торжества Православия'. Она связана с воспоминанием о победе Вселенской Церкви над противниками Православия, которые стремились извратить самую суть веры. Эта проблема не стала менее острой и в наши дни.
Крестопоклонная неделя.
     Третья неделя поста посвящена Кресту Христову. В воскресенье за всенощной на середину храма выносится Распятие, чтобы напомнить кающимся о спасительном даре искупления Христова. По традиции в это время пекли обрядовые хлебы. Затем стали выпекать печенья (крестцы). В них для каждого члена семьи запекали зерна злаков или монеты. Тот, кому выпадал крестик с запеченными зернами, по поверью, должен был сохранять его до посевной и бросать на пашню первую горсть зерен, чтобы урожай был богатым.
Благовещение.
     Праздник Благовещения (7 апреля) - один из самых знаменательных и волнующих душу каждого человека. Эта неделя посвящена вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени станет она матерью Спасителя Человечества. По народному поверью, Благовещение самый большой праздник на небесах, на земле и в аду (грешников в этот день, как и на Пасху, не мучат). Считается большим грехом выполнять какие-либо работы: девица косы не заплетает, птица гнезда не вьет; кукушка за то без гнезда осталась, что на Благовещение завила. Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло, если совпадает со средой или пятницей. День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи.
Вербное воскресение.
     Во время всенощной под праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят у церквей с ветвями. На Востоке это ветви пальм, лавра, цветы, у нас - вербы, вестницы наступающей весны. Обычай освящать вербы (пальмы) был введен Церковью в IV веке. Отсюда и название праздника Вербное (Ваий) воскресенье, (от греч. 'вайа' - пальма). В Вербное воскресенье пост облегчается.
Пост в среду и пятницу-история.
    Пост в среду установлен в память о предательстве Иисуса Христа Иудой, а в пятницу - в память о крестных муках и смерти Сына Божия. По этим дням разрешено не поститься в Пасхальную неделю, в неделю Троицы, на святках, в Неделю мытаря и фарисея (она бывает за 70 дней до Пасхи и является первой из четырех недель подготовки к Великому посту), в сырную неделю (масленица).     В Церковном месяцеслове есть еще три однодневных поста: в День Воздвижения Креста Господня, в День усекновения головы Иоанна Крестителя и накануне праздника Крещения Господня.      Многодневных постов четыре: Рождественский, Великий пост, Петров пост и Успенский пост. Рождественский пост начинается 15 ноября и продолжается 40 дней, до Рождества Христова, т. е. 25 декабря (по старому стилю). По строгости он уступает Великому и Успенскому постам. В среду и пятницу предписывалось сухоедение, во вторник и четверг разрешалось вино, в субботу и воскресенье начинался самый легкий пост - можно есть рыбу. Строгость поста возрастала в последние шесть дней, когда всякая рыба запрещалась. С точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным Уставом:
«сухоядение» - то есть хлеб, свежие, сушеные и квашенные овощи и фрукты;
«варение без елея» - вареные овощи, без растительного масла;
«разрешение на вино и елей» - вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;
«разрешение на рыбу» - в Великий Пост можно есть рыбу только в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье - вход Господень в Иерусалим.
     Великий пост начинается после масленичной недели и продолжается 7 недель. Это один из самых строгих постов, посвященный памяи сорокадневного поста Иисуса Христа, который после крещения удалился в пустыню.
    Завершающее масленицу воскресенье, последний день перед началом Великого поста - Неделя сыропустная, именуемая также Прощеным воскресеньем. В 2013 году начало Поста приходится на 18 марта. Продлится Пост до 4 мая. В этот день последний раз употребляются в пищу скоромные продукты, и после вечернего богослужения в храмах совершается особый умилительный чин прощения - священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

     Первая седмица (неделя) Великого поста - по православной традиции, время особо усердной молитвы и говения. В первые четыре дня седмицы вечером за богослужением (на повечерии) в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Это богослужебное последование содержит 250 тропарей; оно пронизано чувством покаяния пред Богом, осознания человеком своей греховности; эта главная тема раскрывается в каноне путем обращения к образам из Ветхого и Нового Завета, к примерам жизни святых. С понедельника по четверг первой седмицы канон читается по частям; полностью его прочтение совершается на утрени в четверг пятой седмицы поста.
     Утром в среду первой седмицы впервые совершается особое богослужебное последование - Литургия Преждеосвященных Даров. Во время поста с понедельника по пятницу (кроме праздника Благовещения) Божественная литургия не совершается; поэтому на протяжении поста еженедельно в среду, пятницу и еще несколько дней совершается последование Литургии Преждеосвященных Даров, на которой верующие могут причаститься Святых Христовых Тайн (название объясняется тем, что Тело Христово - Агнец - приготовляется заранее в воскресный день за Божественной литургией, пресуществляется, затем наполняется Кровью Христовой и сохраняется на престоле в храме соответственно до среды или пятницы).
      В практике отечественного благочестия верующие старались посвятить целиком одну из седмиц поста (часто первую) постоянному посещению храма, усердному говению, чтобы в конце седмицы (в субботний или воскресный день) исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Те, кто говел в первую седмицу, обычно причащались в субботу, когда Церковь совершает особое празднование памяти великомученика Феодора Тирона.

Комментариев нет:

Защищено антивирусом Doctor Web