1 сентября 1581 года струги Ермака ушли из Нижнечусового
городка. Начался знаменитый Сибирский поход. В непрерывных битвах с татарами 5
августа 1585 года не берегу Иртыша, возле устья Вагая, погиб Ермак. Но ничто
уже не могло изменить ход событий. Вольные казаки открыли дорогу на восток
наиболее энергичным и предприимчивым представителям русского народа.
Менее чем через полвека русские люди прошли Сибирь и омыли
лица из Тихого океана. Русские землепроходцы несли на новые земли и новую
религию – православие. Все отряды имели хоругви – выносные иконы с двусторонним
изображением, например, «Нерукотворного Спаса» и «Крещения. Икона крепилась на
длинном древке. В долгие переходы хоругви заменяли землепроходцам церковь и,
как памятные реликвии, сберегались потом во вновь построенных острогах. Первые
сибирские землепроходцы несли с собой предание о том, что завоеватель Сибири
Ермак был ревностным почитателем Святителя Николая, и первая часовня в Сибири
была поставлена для образа святого Николы.
К началу освоения русскими
землепроходцами Дальнего Востока административный центр всей Сибири находился в
Тобольске, который был основан в 1587 году. Там же находился и митрополит –
главное духовное лицо Сибири. Все вновь открытые земли отходили в ведение
Сибирской епархии, учрежденной в 1620 году и с 1688 года именуемой Тобольской
митрополией. Иркутская епархия была образована здесь в 1727 году. Первым
архипастырем был епископ Иннокентий Кульчицкий (святитель Иннокентий
Иркутский). Первоначально она включила в себя территорию образованного здесь
еще в 1706 году. Иркутского викариатства – часть Приангарья и Забайкалье. После
1731 года территория Иркутской епархии значительно увеличилась, и остро встал
вопрос о формировании территориальных органов епархиального управления на местах.
Такими органами стали духовные правления. В 1796 год в состав епархии включена
территория Аляски и Алеутских островов, где должен был находиться викарный
епископ. Иркутская епархия занимала огромную площадь, покрывавшую примерно
половину территорий всей Российской империи. В 1840 году из состава Иркутской
епархии была выделена самостоятельно Камчатская, Курильская и Алеутская
епархия. Епископская кафедра находилась в Новоархангельске на острове Сихта
(Америка). Первым архипастырем был архиепископ Иннокентий Вениаминов (апостол
Америки и Сибири), который управлял ею 28 лет и 5 января 1968 года назначен
митрополитом Московским и Коломенским. На его место на кафедру Камчатской
епархии 18 марта того же года назначен епископ Селенгинский, викарий Иркутской
епархии Вениамин. В 1852 году от Иркутской епархии была отделена Якутская
область и включена в состав Камчатской епархии. 11 сентября 1853 года кафедра
епископа Камчатского перенесена в Якутск. В январе 1858 года были учреждены два
викарных епископа – в Якутске и Новоархангельске. Начало христианского
просвещения Приморского края тесно связано с историей его освоения. В 1860 году
согласно Пекинскому договору между Россией и Китаем Уссурийский край влился в
состав Российской империи. Начало распространения в Приморье православия было
положено святителем Иннокентием (Вениаминовым), который в 50-60 годы 19 века
являлся архиепископом камчатским, Курильским и Алеутским. Он был близким
советником первого губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского.
Лично святитель Иннокентий путешествовал по Приамурью, изучая духовные нужды
края, совершал крещение, возводил церкви. В 1858 году вместе с генерал-
губернатором Восточной Сибири графом Н.Н. Муравьевым он сплавился по Амуру и 9
мая заложил храм во имя Благовещения в станице Усть-Зейской, а сама станица
была переименована в Благовещенск. С 1862 года местопребывание епархиального
преосвященного было перенесено в г. Благовещенск – на – Амуре. В последующие
1863 и 1864 годы святитель Иннокентий совершил очередные плавания по Амуру.
Последнее апостольское путешествие по Амуру он совершил с мая по август 1867
года. В камчатской епархии в 1868 году состояло два викариатства: Якутское в г.
Якутске и Новоархангельское на острове Ситхе в Америке. Церкви в Амурском крае
строились очень быстро. В 1868 году в Амурском крае всех церквей со вновь
строящимися и двумя домовыми было 35. всего в Камчатской епархии – 104. не
считая часовен числом до 200 с алтарями и без. Первыми поселенцами на юге
Дальнего Востока были военные и казаки. Сначала возникали военные посты: 1859
год – на берегу озера Ханки (Турий рог) и в бухте святой Ольги, 1860 год – в
бухте Новгородская, в раздольном, в Угловом и др. местах. 20 июня 1860 года на
военном транспорте «Манчжур» в бухту Золотой Рог были доставлены солдаты 4-го
линейного батальона во главе с прапорщиком Комаровым. Они основали пост
Владивосток, положивший начало будущему городу. Одновременно было решено
строить православный храм. Еще в 1859 году святитель Иннокентий (Вениаминов) подписал
антиминс в первую. Православную церковь Владивостока, получившую тогда же имя
Успения Пресвятой Богородицы. К ее строительству приступили в 1861 году, когда
во Владивосток прибыл флотский благочинный судов Амурского отряда иеромонах
Филарет.
Первая Успенская церковь строилась с 1861 по 1862 годы. Получился
небогатый деревянный храм. Этому храму впоследствии после его переноса на новое
место и постройки из камня суждено было стать кафедральным собором. Сам же
Владивосток занял центральное место в дальнейшем распространении по Приморскому
краю православного христианства. К 1883 году в крае было построено 8
православных храмов. Вместе с иеромонахом Филаретом роль первых православных
миссионеров и храмостроителей Приморья разделили иеромонах Валериан, священник
Мануил, священник Виталий, диакон Евгений, священник Василий Пьянков, священник
Верещагин и др. С 90-х годов началось активное открытие миссионерских станов в
корейских поселениях. Особое место в развитие православной миссии в Приморье
сыграл Приамурский Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь, открывшийся в
1985 году на берегу реки Уссури. Он стал центром просветительской деятельности
церкви на всем Дальнем Востоке. Учреждение Владивостокской епархии его состава
и штата состоялась 4 июля 1898 года указом государя императора Николая 2.
Высочайшим указом преосвященной Евсевии был определен епископом Владивостокским
и Камчатским. Священный синод распорядился 5 января 1899 года владыки Евсевии
отправиться из Благовещенска к месту нового служения во Владивосток.
При
образовании епархии 21 марта 1899 года была открыта Духовная консистория и
епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Для управления
церковными школами был учрежден епархиальный училищный совет 28 сентября того
же года. А в октябре 1899 года состоялся первый епархиальный съезд духовенства.
А 10 октября открыт Владивостокский епархиальный комитет православного
миссионерского общества. Владыка получил одобрение синода на развитие в
Приморье церковного строительства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий